Аркаим, край древних могил

Опубликовано meval - вс, 17/12/2017 - 23:37

ark_50.jpg
Возраст этой могилы 3,5 тыс. лет. 

Оказавшись в Аркаиме, был сильно удивлен плотностью древних и очень древних захоронений. Учитывая, что это была степь, где можно было скакать на коне сутки и не встретить ни одного человека, это сильно удивляет. Захоронения здесь встречаются каждые сто метров, причем в любом направлении. Но организатором исторического парка, этого показалось мало, из ближайшей округи были перенесены захоронения различного исторического периода и размещены в одном месте. Условно это место, разделено на семь зон, в каждой зоне размещены однотипные захоронения.

1. Погребальные оградки эпохи бронзы (XVII-XVI вв. до н.э.)

 
ark_51.jpg
В таких курганах хоронили пепел и вещи покойника (не реконструкция).


Музеифицированный памятник археологии XVII-XVI вв. до н.э.
Археологические раскопки 1980-90-х гг. в разных местах Южного Зауралья (Пластовский район Челябинской области, Кваркенский район Оренбургской области) позволили детально исследовать оригинальные памятники – каменные погребальные оградки. Руководители раскопок (С.Я. Зданович, А.Д. Таиров, М.К. Хабдулина, И.В. Ульянов) определили время сооружения оградок – поздний бронзовый век (XVII-XVI вв. до н.э.) и культурную принадлежность погребенных – полуоседлое индоиранское население (федоровская археологическая культура).
В 1993-94 г. каменные конструкции курганов были разобраны, перевезены и смонтированы вновь в Историческом парке заповедника «Аркаим» (руководитель работ пот реконструкции – археолог И.Э. Любчанский).
Для погребения сооружалось кольцо из каменных плит диаметром 12-16 м, в центре выкапывалась одна или несколько прямоугольных могильных ям, стенки обкладывались деревом или вертикально поставленными каменными плитами. Затем тело умершего кремировали в отдалении от кургана. Обгорелые скелетные останки и пепел аккуратно собирали и, завернув в одежду покойного или специальную тряпичную куклу, укладывали в могилу. Рядом ставилась посуда с пищей, размещались вещи умершего, после чего могилу перекрывали каменной плитой или деревом, а сверху, в пределах каменного кольца, возводилась земляная насыпь высотой до метра. Иногда рядом с оградкой вертикально устанавливалась каменная плита.Погребальные оградки иллюстрируют своеобразие культово-религиозных представлений населения лесостепного и степного Южного Урала в период позднего бронзового века.

 
ark_52.jpg
Некоторые захоронения имели круг-оградку очень большого диаметра.

Несмотря на то, что непосредственно сами захоронения XVII-XVI вв. до н.э. имели прямоугольную форму, оградка из каменных плит была строго круглая, как бы не признавая прямых углов.

2. «Симбирская» аллея менгиров 

 
ark_53.jpg
Судя по описанию, это не столько захоронение сколько объект ритуальных жертвоприношений или астрономическая обсерватория времен XVII-XII вв. до н.э. (не реконструкция).

 

ark_55.jpg
Идеально ровный ряд из менгиров, такая точность нужна для астрономических измерений.

Несмотря на небольшие размеры менгиров, это сооружение можно смело ставить в один ряд со знаменитым стоунхенджем. Не знаю специально или нет, но рядом с «Симбирской» аллеей расположена нора неизвестного животного, судя по ширине прохода, нора, возможно, лисья.

Музеефицированный памятник археологии XVII-XII вв. до н.э.
Археологический памятник – Симбирская аллея менгиров – находился у села Симбирки в Кизильском районе Челябинской области. Аллея была исследована раскопками в 1992 г. археологом И.Э. Любчанским; в 1994 г. менгиры перенесены в Исторический парк заповедника «Аркаим» с полным соблюдением первоначальных особенностей расстановки. 
Памятник датируется эпохой позднего бронзового века (XVII-XII вв. ло н.э.) и оставлен полуоседлым индоиранским населением (андроновская культурно-историческая общность).
Менгиры (от нижнебретонского men - камень и hir - длинный) – простейшие грубо обработанные камни вытянутых форм, установленные человеком вертикально. Аллея представляет собой один ряд вкопанных камней общей протяженностью 12 м. Большинство камней – четырехгранные стелы со следми искусственной подтески человеком. Весь ряд ориентирован по линии запад-восток. Раскопки показали, что, помимо камней, в центральной части были вкопаны деревянные столбы, не сохранившиеся до наших дней. Кроме того, у крайнего восточного менгира были обнаружены обожженные кости человека, кремированного в стороне от аллеи.
Симбирская аллея менгиров является древним культовым местом, в частности, использовалась для астрономических наблюдений. Воображаемые линии, проводимые от центрального камня к другим менгирам и деревянным столбам, указывали точки на горизонте, где в дни солнцестояний и равноденствий всходили и заходили солнце и луна. Жертвенное захоронение человека в направлении восхода солнца в день летнего солнцестояние было призвано обеспечит всей общине благополучие, плодородие, богатство.Аллеи менгиров являются яркими памятниками мегалитической архитектуры древнего населения Южного Зауралья, они использовались как святилища для культово-обрядовых действий, в том числе календарного значения.


3.Одиночный менгир

 
ark_54.jpg
Кажущаяся незамысловатость этого менгира компенсируется его немыслимой древностью – около 3,5 тыс. лет (не реконструкция).

Судя по описанию, это астрономический прибор – гномон, а значит не имеет отношение к захоронениям. Если бы я увидел подобный менгир в поле, то даже не обратил бы на него внимание, а оказывается это очень древний исторический памятник. Да чего греха таить, ведь буквально в 5 километрах от этого места наткнулся на одинокий холм, с одинокой плитой с какими-то одинокими надписями и одиноким заостренным столбиком – при этом даже не подумал, что это какое-то древнее захоронение. 

Музеифицированный памятник археологии XVII-XII вв. до н.э.
Археологический памятник находился у села Свет в Кизильском районе Челябинской области. Был исследован раскопками под руководством археолога А.Д. Таирова в 2000 году. После исследований менгир был перевезен и установлен в Историческом парке заповедника «Аркаим».
Менгиры (от нижнебретонского men - камень и hir - длинный) – простейшие грубо обработанные камни вытянутых форм, установленные человеком вертикально.
Для менгира древние выбрали крупный камень вытянутых пропорций, после чего он был искусственно подработан. Верхняя треть выделена горизонтально вытесанным желобком, в ее левой части было сделано углубление. Верх камня приострили, после чего менгир установили вертикально. Искусственная обработка камня придала менгиру антропоморфную (человекообразную) форму.
Менгир мог применяться в прошлом как простейший астрономический прибор – гномон, длина и положение тени которого позволяли следить за ходом времени. Возможно и иное использование стелы.При раскопках не были обнаружены артефакты, позволившие бы точно датировать памятник. По косвенным признакам менгир может быть отнесен к позднему бронзовому веку Южного Зауралья (XVII-XII вв. до н.э.) и оставлен полуоседлым индоиранским населением (андроновская культурно- историческая общность).


4. Курганы эпохи средневековья.

 
ark_56.jpg
По утверждениям специалистов – это изваяние человека, но с виду больше похоже на усеченный крест (не реконструкция).

Этот экспонат наполовину реконструкция, наполовину оригинал. Надгробие является оригинальным, а вот сам курган полная копия степных курганов. В отличие от других каменных памятников, эти два каменных человекообразных памятника из темного камня.

Музеифицированные памятники археологии с элементами реконструкции.
Комплекс представляет собой каменно-землянные курганы (научные реконструкции) с установленными на вершинах каменными изваяниями (подлинники).
Антропоморфные (челевекообразные) каменные изваяния были обнаружены в 1985 г. в Кустанайской и Актюбинской областях Республики Казахстан отрядом археологов под руководством С.Г. Боталова.
По имеющимся аналогиям из раскопок других памятников было установлено, что изваяния датируются VI-IV вв. до н.э. и устанавливались они на курганах кочевников скифо-савроматского круга. Для реконструкции курганов эпохи средневековья в Историческом парке Заповедника «Аркаим» (1995г., руководитель работ И.Э. Любчанский) использовались данные И.А. Кастанье – российского археолога французского происхождения, который в начале XX века в ходе научного путешествия зарисовал и описал виденные им в урало-казахстанских степях курганы.Каменные курганы – один из типов погребальных памятников ранних кочевников – различались оформлением насыпи. После захоронения умершего в могильной яме над ней насыпался земляной курган, который обкладывался камнями. В одном представленном случае камни в три ряда опоясывали низ насыпи, в другом – полностью перекрывали ее, имитируя панцирь.

 
ark_57.jpg
Курган кочевников-скифов, относительно молодой около 2,5 тыс. лет.


5.Средневековые жертвенно-поминальные комплексы



 
ark_58.jpg
«Каменная баба», изображает мужика монголоидного типа, располагается востоку от каменных оградок (не реконструкция).

 

ark_59.jpg
Каменная оградка, которую охраняет каменная баба

Музеифицированные памятники археологии IX-XIV вв.
Археологические памятники – жертвенно-поминальные комплексы Солончанка VIII (Кваркенский район Оренбургской области) и Аксак (Орджоникидзевский район Кустанайской области, Республика Казахстан) – были исследованы археологами В.П. Костюковыми С.Г. Боталовми в 1993 и 1988 г.
В 1994 г. каменные конструкции были разобраны, перевезены и установлены в Историческом парке заповедника «Аркаим» (руководитель работ по реконструкции – И.Э. Любчанский).
Оградки часто пристроены друг к другу в одну линию, которая ориентирована в направлении север-юг. Однако встречаются и одиночные сооружения. Стороны оградок или же их углы сориентированы по сторонам света, размеры сооружений от 1х1 м до 5х5 м. В центре конструкции устанавливался деревянный столб, затем внутреннее пространство закладывалось камнями. Вдоль наружных стенок оградок также располагались вкопанные вертикально деревянные шесты. Внутри и за пределами сооружений раскопаны остатки ритуальных костров, а также кости животных: лошади или овцы.
Человеческих останков оградки не содержат, но почти обязательным была установка к востоку от оград изваяний – антропоморфных каменных фигур, обычно называемых каменными бабами. Это стелообразные фигуры человека, выполненные в условно-реалистическом стиле, всегда с индивидуальными чертами, присущи конкретному лицу. Лица мужские, монголоидного облика. Изваяния, в представлениях кочевников, являлись временным вместилищем одной из душ умершего.Находки вещей в оградках – большая редкость, поэтому точная датировка этих памятников затруднительна. В широких пределах эти сооружения относятся к эпохе средневековья IX-XIV вв. и были оставлены кочевыми племенами кыпчаков.


6.Казахский погребально - поминальный комплекс.



 
ark_60.jpg
Оградка выполнена в очень необычной манере, каменная кладка очень удивляет (реконструкция).

 

ark_61.jpg
Оградка выполнена в более современной манере (реконструкция).

 

ark_62.jpg
Оградка больше напоминает открытый мавзолей (реконструкция). 

 

ark_63.jpg
Все признаки мавзолея налицо, но тоже без крыши (реконструкция).

Этнографическая реконструкция погребальных сооружений XIV-XX вв.
Был создан как музейный комплекс надмогильных сооружений, воссоздающий образ небольшого кладбища XIV- начала XX вв. Состоит из реконструкций и новоделов надмогильных сооружений, характерных для казахов Урало-Казахстанского региона. Подобные кладбища можно встретить в Казахстане и южных районах Челябинской области (южнее руки Уй и восточнее руки Урал – в зоне исторического проживания казахов), в том числе в окрестностях заповедника «Аркаим».
Юг Челябинской области был периферийной зоной казахских кочевий, поэтому погребальные комплексы здесь относительно невелики. Как правило, кладбища сооружались в степи, в удалении от населенных пунктов, на живописных возвышенностях, иногда вблизи древних курганов. Они образовывались из несколько десятков, реже – сотен компактно расположенных, разнообразных по виду могил.
Среди намогильных сооружений распространены были овальные каменные наброски, прямоугольные, сложенные из камня или кирпича «мазары», резные каменные стелы – кулпытасы с рисунками, родовыми тамгами и надписями, выполнены арабским письмом. Масштабность надмогильных сооружений была связана как с материальным положением родственников умершего, так и с тем уважением, которым пользовался умерший в кочевой среде (от мавзолеев до простых набросов).
Стелы над могилами казахов позволили получить информацию о расселении народа по указаниям на них родовой принадлежности погребенного. Среди казахов существовало (и существует до сих пор) разделение на три крупных объединения родов: старший, средний и младший жузы. На территории Челябинской области наибольшее распространение имеют представители младшего жуза (рода жагалбайлы, жаппас и другие) и представители рода кыпшак среднего жуза.
Часто кладбища существовали продолжительное время, на одной площадке можно могилы XIX и XXI веков. В западном Казахстане сохранились родовые некрополи, функционирование которых измеряется столетиями. Такие кладбища являются почитаемыми святыми местами, где поклоняется умершим предкам и святым.
Традиция мемориального зодчего и появление святых кладбищ тесно связаны с характерными для степи тенгрианством, шаманизмом, культом предков и исламом, распространившимися в Урало-Казахсанском регионе с XIV века.


7.Музей Курган Темир.


ark_64.jpg
Огромная реконструкция вызывает благоговейный трепет, как размерами, так и богатством.

 

ark_65.jpg
Три наката – этот курган поражает своей основательностью постройки, а дверь нужна чтобы можно было добавлять родственников покойников.

Археологическая реконструкция погребального сооружения VI-V вв. до н.э.
Археологический памятник – курган Темир – находился в Чесменском районе Челябинской области, был исследован в 1982 г. археологами Г.Б. Здановичем и М.К. Хабдуллиной.
С 1997 по 2006 г. при финансовой поддержки Фонда Сороса проходили работы по воссозданию внешнего облика и внутреннего убранства древнего сооружения на территории заповедника «Аркаим». Автором проекта реконструкции и руководителем работ стал археолог А.Д. Таиров.
Курган являлся древней коллективной усыпальницы элиты кочевников, условно называемых сарматами. Традиция захоронения кочевых «царей» требовала масштабных работ по выкапыванию ямы-котлована, возведению над ней деревянного перекрытия, укладки сверху грунта в виде двух- или трехступенчатой пирамиды. В усыпальницу ведет длинный проход, необходимый для проникновения в погребальную камеру и подзахоронения родственника умершего.
Внутри музея создана экспозиция из копий и реконструкций предметов, сопровождавших кочевую знать в потусторонний мир, найденных при раскопках кургана Темир и аналогичных ему памятников.
Курган Темир – уникальная реконструкция грунтового археологического сооружения, единственная полномасштабная реконструкция кургана ираноязычных кочевников в мире, одна из самых больших реконструкций археологических памятников в России. Посетители музея могут познакомится с ярким и самобытным исчезнувшим миром кочевников-сарматов – хозяев степей.