Челябинский ЖД вокзал. Старое здание.

Опубликовано meval - пн, 01/10/2018 - 22:30

chvz_01.jpg

Здание ЖД вокзала Челябинска построенное в 1965 году сразу уверенно вошло в тройку лучших вокзалов России,а настоящее время входит в десятку лучших вокзалов мира.

 

Несмотря на большой ежедневный пассажирский трафик, вокзал содержит множество мест, куда попасть стороннему человеку очень сложно или практически невозможно. Немудрено, что от желающих попасть на второй этап блог-тура по челябинскому вокзалу не было отбоя, ведь шанс познакомиться интерьерами зданиям одного из самых больших вокзалов мира предоставляется не часто.

Знакомство с челябинским вокзалом началось со старого здания, хотя старым его можно считать по возрасту, но не по внешнему облику. Здание было построено рядом с первым, деревянным зданием вокзала и было изначально одноэтажным.

 

chvz_02.jpg
Здание старого вокзала за время своего существования сильно изменило свой облик.

Трудно поверить, но вокзал входящий в тройку лидеров в России, изначально был относительно убыточным и относился к Самаро-Златоустовской железной дороге. Само название ведомства — Самаро-Златоустовское, говорит само за себя, челябинский вокзал был на вторых ролях, при этом, первое, деревянное здание не справлялось с пассажирским потоком. В начале XIX века было принято решение о постройке нового просторного каменного строения, которое должно было принять больше пассажиров, но стремительно увеличивающийся пассажирский и грузовой поток в связи с открытием Транссибирской магистрали быстро превратил новое каменное здание в тесное и некомфортное помещение. Остро встал вопрос о расширении здания, вскоре здание старого вокзала обзавелось вторым этажом, которое к слову сказать, не справилось с поставленной задачей.

 

chvz_03.jpg
Здание старого ЖД вокзала Челябинска, по оконным проемам на разных этажах можно судить о разности эпох строительства.

 

Несмотря на сильно измененный первоначальный здания вокзала, о богатой истории вокзала можно судить по мемориальным доскам на здании старого вокзала.

 

chvz_04.jpg
Очень неоднозначная мемориальная доска в память об освобождении Челябинска от белочехов. «Утром 24 июля 1919 года 242 волжский полк и часть 243 петроградского полка 27 дивизии под командованием героя гражданской войны Степана Сергеевича Вострецова вступили в Челябинск и освободили город от белых банд.»

Стоит отметить, если в начале прошлого века захват города происходил при захвате почты и телеграфа, то в Челябинске полное освобождение города происходило именно на ЖД вокзале, непосредственно на привокзальной площади. Фактически в 50-100 метрах было поле битвы, где большевики разгромили белочехов и именно победа Красной Армии и вернула город под знамена большевиков.

По утверждениям старожилов, была еще одна спорная мемориальная доска посвященная Е.Л. Васенко — зверски замученным и казненным белочехами рядом со зданием старого вокзала, на текущий момент памятная доска бесследно пропала. На некоторых картах Челябинска осталась информация об этой мемориальной доске «Здесь в 1918 г. был зверски убит белыми Евдоким Лукьянович Васенко, мужественный солдат революции, большевик. В 1917 году - председатель Челябинского Совета и городского партийного комитета РСДРП (б). Участник II Всероссийского съезда Советов»

 

chvz_05.jpg
Мемориальная доска посвященная почетному железнодорожнику, герою Советского Союза В.Ф. Саблину.

Мемориальная доска имеет в тексте некоторые неточности, но при этом ее значимость нисколько не уменьшается. Исправим хотя бы этой заметке историческую неточность, Сержант Мемориальная доска посвященная почетному железнодорожнику, герою Советского Союза В.Ф. Саблин, командир минометного расчета стрелковой дивизии, отличился при форсировании реки Днепр 1 октября 1943 г.: на захваченном боевом плацдарме обеспечил огневое прикрытие переправлявшимся стрелковым подразделениям. Погиб в бою 12 декабря 1943 г.

 

chvz_06.jpg
Мемориальная доска почетному железнодорожнику «Саблин Владимир Филлипович 1902-1942. Герой Советского Союза, потомственный железнодорожник. Навечно внесен в списки работников станции Челябинск-Главный.».

Старое здание вокзала полностью отдано под административные нужды, внутри все помещения расчитаны на 1-2 рабочих места. Несмотря на кажущуюся тесноту, в здании нашлось место для небольшого актового зала и доски почета в на лестничной площадке.

 

chvz_07.jpg
На втором этаже здания разместилась доска почета и мини музей.

Здесь многочисленная экскурсия разбилась на маленькие группы и каждая пошла по своей программе. Наша группа попала на инструктаж по технике безопасности, который нам провел ведущий специалист по охране труда Елена Захарчук.

 

chvz_08.jpg
Ведущий специалист по охране труда Елена Захарчук рассказывает о тонкостях безопасности в условиях железнодорожных путей.

 

Из всей лекции удалось запомнить, что самая трудная и опасная профессия на ЖД вокзале — это составитель поездов, а самые травмоопасная категория — это люди не имеющие к железной дороге ни какого отношения, но волей случая на ней оказавшись. После лекции стали понятны некоторые моменты с закрытыми территориями на территории вокзала, которые оказались банальным обеспечением безопасности посетителей ЖД вокзала.

После насыщенной программы на территории старого вокзала, все кто хотел еще раз осмотрели здание изнутри, а особо любопытные еще и снаружи. Удивили невысокие потолки и сильно ограниченное внутреннее пространство бывшего вокзала, хотя для больших помещений нашлось место даже в этом царстве старины.

 

chvz_09.jpg
При желании небольшое фойе на втором этаже может стать небольшим актовым залом, возможно (но не факт) пол сохранился еще со времен работы вокзала по своему прямому назначению.

 

В виду ограниченности времени, все здание снаружи смогли осмотреть только самые быстроногие и телевидение, основная же группа не спеша выдвинулась к следующему объекту — уникальной церкви на территории Челябинского ЖД вокзала.

 

chvz_10.jpg
За этой калиткой заканчивается территория старого ЖД вокзала и начинается современный вокзал.

Теги