Находка в запасниках провинциального музея за 100 миллионов долларов.

Опубликовано meval - ср, 17/01/2018 - 21:29

rubens_3.jpg
Кающаяся Мария Магдалина и сестра Марфа

Из уже далекого 2014 г. В музее города Ирбит, что в Свердловской области была сделана сенсационная находка – в запасниках музея была найдена неизвестная картина пера известного художника Рубенса. При реставрации полотна, считающегося копией картины "Кающаяся Мария Магдалина и сестра Марфа" выяснилось - картина является подлинником. Картина, находящаяся в Ирбитском музее изобразительных искусств - это работа самого Рубенса, возможно, при участии его выдающихся учеников — Антониса Ван Дейка и Якоба Йорданса. Кстати, город Ирбит образовался в 1631 г, фактически город моложе картины на десяток лет.

Историческая справка.
Дата создания картины 1618-1620 г.
История картины до появления в России неизвестна.
Первым известным владельцем картины был петербуржский профессор Александр Якобсон, который в середине 19 века приобрел полотно для своей коллекции живописи.
С 1931 г. картина хранилась в Эрмитаже, где ее считали копией. Картина хранилась в запасниках.
В 1976 году картину передали в дар Ирбитскому музею изобразительных искусств.
В 2012 картину начали реставрировать.
В 2013 картину признали подлинником.


Состояние картины было ужасным. Часть картины отсутствовала, отрезанные части утеряны, картина имела несколько дырок, и явный признак того, что картину складывали вдвое. Лак потемнел настолько, что все цвета исказились, за реставрацию картины никто не хотел браться. Только в 2012 году нашелся специалист, взявшийся за реставрацию картины, с полотна было снято 4 слоя потемневшего лака, и картина засияла. Остатки холста и краски от реставрации были отправлены на экспертизу, которая и выявила подлинность картины, и то, что картина была создана в начале 17 века.
По материалам прессы "Есть одна серьезная деталь, которая ставит под сомнение подлинность обнаруженного в Ирбите холста: его история прослеживается только от конца XIX века, что несколько странно. Рубенс уже при жизни был такой величиной, что любой росчерк его карандаша (и тем более кисти) сберегался и ценился очень высоко. Как могло двухметровое полотно несколько веков оставаться неизвестным? Впрочем, у венского варианта тоже неидеальная биография: первые упоминания о ней относятся к середине XVIII века, то есть и об этой картине почти полтора века ничего не было известно".


rubens_12.jpg
При ближайшем рассмотрении хорошо видна трещина проходящая попрек всей картины. Так же видны мазки кисти, формирующие складки на юбке.

Некоторые эксперты считают, что картина, представленная в музее изобразительных искусств г. Ирбита, как раз и есть оригинал, а вот в картинной галерее художественно – исторического музея г. Вены хранится более поздний вариант картины "Кающаяся Мария Магдалина и сестра Марфа". При внешнем сходстве, картины на самом деле имеют небольшие отличия. По факту, это два разных варианта исполнения одного сюжета.
Исторический факт - в художественной мастерской Рубенса выходило по несколько вариантов одной картины, скорее всего это и есть один из таких вариантов.


rubens_1.jpg
Венская Магдалина


rubens_2.jpg
Ирбитская Магдалина


Неполный список явных отличий:

- Венская Магдалина смещена ближе к правому краю, Ирбитская Магдалина расположена ближе к центру.
- Венская Магдалина более круглолицая, у Ирбитской Магдалины овальное лицо.
- Венская Магдалина имеет пепельные сильно волнистые волосы, Ирбитская Магдалина золотистые слегка волнистые волосы.
- Венская Магдалина в более темной юбке, в отличии от светлой юбки Ирбитской Магдалины
- Сундучок под ногами Венской Магдалины отличается по содержимому от сундучка Ирбитской Магдалины.
- Размеры, Венская Магдалина 205 см, Ирбитская Магдалина 180 см.

Стоимость картины, выставленную в австрийском музее, эксперты оценивают в 78 млн. долларов, стоимость картины в Ирбите, пока неизвестна, но некоторые журналисты уже озвучили, - как шестилетний бюджет города Ирбит (годовой бюджет города около 680 млн. руб.). И хотя журналисты далеко не самые лучшие эксперты оценщики, есть еще и оценка страховых специалистов, страховая стоимость картины выставленной в Челябинске - 100 миллионов долларов.
Собственно, когда Ирбитская грешница прибыла в г. Челябинск, не сходить и не поглазеть на картину было непростительно.
Субъективно, картина просто огромная, выше человеческого роста. Больше всего в глаза бросается платье Марии Магдалины, оно как бы светится изнутри. При ближайшем рассмотрении видно, насколько естественны мелкие детали на лице грешницы.

rubens_9.jpg
Слезы на лице грешницы, почти как настоящие.

Некоторые эксперты утверждают, что у Венской Магдалины руки сцеплены несколько более жеманно, у Ирбитской Магдалины наоборот, более естественно. Не знаю, как там, на западе, но у нашей Магдалены сцеплены таким неестественным образом, что повторить обыкновенному человеку нереально, я пытался - не получилось.


rubens_7.jpg
Руки Магдалены.

Сокровища Марии Магдалены при ближайшем рассмотрении не кажутся чем-то невероятно роскошным, золотая цепь, которой позавидовал бы новый русский, пара браслетов, колечко, ожерелье и цепочка для повседневной носки. Рядом валяется стакан под вино, которого нет на Венском варианте картины. Кстати на венском варианте набор драгоценностей несколько другой. Так же, у нашего сундучка цвет внутренней обивки, гармонирует со шторами на заднем плане, у Венского сундучка внутренняя обивка несколько унылее.


rubens_11.jpg
Сундучок Марии Магдалины

Несмотря на реставрационные работы, наблюдаются значительные дефекты картины, сколы, отверстия, поперечный шов от складывания пополам картины.


rubens_4.jpg
Сквозной порез холста, след как от ножа


rubens_10.jpg
Сквозное повреждение холста


rubens_5.jpg
Кусочек холста не стали реставрировать, так выглядел лак до реставрации.


rubens_6.jpg
На краях картины краска осыпалась кусками.


Сколько не пытался сфотографировать картину, стекло закрывающее картину не дает этого сделать, так что красивой фотографии не получилось. Стенды на выставке рассказывают, как восстанавливали картину, какой холст был до реставрации. И хотя выставка состоит из одной картины, желающих полюбоваться в Челябинске картиной пера Рубенса, было много, музей как бы ожил от пришедшей молодежи, так редко бывающей в таких заведениях. Особенно порадовал ценитель искусства, задавший вопрос билетерше - «Это здесь выставка картины великого композитора Рубена?»

P.S. Немного интриги. На выставке репродукция картины "Кающаяся Мария Магдалина и сестра Марфа" из картинной галереи художественно – исторического музея г. Вена была просто отвратительного качества, решено было восстановить пробел и… НИЧЕГО. Про картину Питера Пауля Рубенса "Кающаяся Мария Магдалина и сестра Марфа" (англ "Mary Magdalene in mourning with her sister Martha" Peter Paul Rubens) в интернете ни слова, на сайте исторического музея г. Вена khm.at ( Kunsthistorisches Museum Wien -> Besuchen -> Sammlungen -> Gemäldegalerie -> Ausgesuchte Meisterwerke -> Flämische Malerei 17. Jahrhundert ) в картинной галереи (Gemäldegalerie) про эту картину тоже ни слова. Прямое обращение на картину GG-683, дает нам ссылку на 404 страницу. Любая попытка найти хоть какую то информацию в интернете по картине "Кающаяся Мария Магдалина и сестра Марфа" приводит либо на информацию про музей г.Ирбит, либо на сайты религиозной тематики. На википедии про эту картину тоже ни слова. Этакая невидимая в интернете картина.


rubens_14.jpg
Все, что удалось найти по картине из Вены и только на Bing, Google (en), а Google (ru) и Яндекс даже такой картинки не показывают.

Теги

Добавить комментарий

Ограниченный HTML

  • Допустимые HTML-теги: <a href hreflang> <em> <strong> <cite> <blockquote cite> <code> <ul type> <ol start type> <li> <dl> <dt> <dd> <h2 id> <h3 id> <h4 id> <h5 id> <h6 id>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.