Опасные тенденции современного рынка

Опубликовано meval - вс, 22/12/2019 - 14:27


Слева магазинный продукт из замороженной икры горбуши с джусом по 2,6 т.р/кг,  справа купленная "по своим, да нашим" икра камчатской кеты по  3,4 т.р./кг. Цена за кг почти одинакова, а вот качество очень разное.

Борьба государства за качественный товар на прилавках магазинов дала совершенно противоположные результаты - прилавки захлестнули товары с маркировкой систем государственного контроля, но при этом абсолютно ненадлежащего качества. Формально, марка наклеенная на товар стала индульгенцией для любого товара, пусть даже самого низкого качества. 

Первыми забили тревогу покупатели алкоголя - ЕГАИС подтвержденная алкогольная продукция на прилавках магазинов на деле оказалась весьма сомнительного качества. Медленно, но верно, потребители алкоголя стали переходить на более качественную алкогольную продукцию, произведенную вне системы ЕГАИС. Что удивительно, любителям алкоголя пришли "на помощь" не бабушки-самогонщицы, а контрафакт промышленного производства или алкоголь сваренный любителями среднего возраста в домашних условиях. Важной особенностью этой категории товара, он в принципе не стремится на прилавки магазинов, а даже наоборот - предпочитает оставаться в тени, при этом, в большинстве своем - спрос на такой товар превышает предложение.  

Но самогоноварение - это только часть айсберга, наверное самая заметная его часть. На самом деле часть современных обывателей занимается кустарным производством тех товаров, которые раньше было выгоднее купить в магазине - раньше это было бы дешевле или менее трудоемко.  Например, сгущенное молоко стали варить не только кулинары, его стали варить любители просто для своих нужд, ибо в магазине купить данный продукт в хорошем качестве не представляется возможным. Простая технология изготовления позволяет не только производить сгущенное молоко для своих нужд, но и продавать излишки "по своим, да нашим". Тут вылезла другая проблема, оказывается молоко с маркировкой БЗМЖ не всегда дает результат в виде готового продукта ибо из поддельного молока сварить сгущенное молоко в домашних условиях невозможно. Интересен не тот факт, что варят сгущенное молоко полупромышленных масштабах, а тот, что это делают не деревенские жители, а жители мегаполиса, далекие от земли и сельского хозяйства.
Подсолнечное масло, сгущенное молоко, пельмени, колбаса, пряники, водка, настойки, абсент, пиво, красная икра - вот только малая толика того, что можно купить "по своим, да нашим". При этом не факт, что товар будет дешевле - зато гарантированно будет качественнее. 

Товар, который нельзя произвести самостоятельно, стал заказываться у челноков или "по старому" у фарцовщиков. Например, крупная покупка в качестве подарка на Новый Год уже всерьез не рассматривается в магазине - только с рук: шубы - у проверенных людей,  золото/бриллианты - у знакомых ювелиров. Тут проблема уже не только в качестве, но и в цене, а точнее в наценке за счет всякого рода маркировки - разница идет уже на десятки тысяч рублей. Покупатели стали считать свои деньги, игнорируя покупки в магазинах.

В небольших магазинах у дома, не сетевого формата, стало возможным выторговать скидку от  2 до 4% при оплате за наличный расчет, это конечно немного - можно больше получить за кэшбек от безналичной сделки, но не все так очевидно. Кэшбек имеет очень много ограничений и как показывает практика, может быть в любой момент аннулирован кэшбекодателем, как это случилось в инциденте с котом, когда Аэрофлот забрал мили у владельца кота, за превышение веса последнего.  

Если подводить итоги, в современном рынке явно прослеживаются признаки характерные для  90-ых:

 - когда в магазинах был дефицит товаров, сейчас ситуация несколько другая - при обилии товаров на прилавках наблюдается острейший дефицит качественного товара 

 - когда одежду и обувь при адекватном соотношении цена-качество можно было купить только у челноков

- когда в магазине можно было договорится на скидку, если покупать товар "без чека". 

При этом невозможно отрицать и тот факт, что покупатель готов платить высокую цену за качественный товар, однако покупатель стал экономить и не готов выбрасывать деньги на ветер, переплачивая за некачественный товар или за акцизную марку на шубе или обуви. 

Теги