Самый необычный храм Челябинской области.

Опубликовано meval - вс, 14/01/2018 - 14:02

petr_01.jpg
Село Нижнепетропавловское Петропавловская церковь.

В селе Нижнепетропавловское находится руины одного из самых красивых храмов челябинской области. Храм поражает воображение своими размерами, особенно в окружении одноэтажных домов. Вообще непонятно, как, да и зачем, жители относительно небольшого села отстроили такую махину. Субъективно, высота здания выше современной пятиэтажной «хрущевки», учитывая, что рядом только одноэтажные строения, остатки храма смотрятся невероятно величественно. Другим удивительным фактом является название села, вопреки логике оно получило название от названия храма. Село получает свой статус после того, как в жители деревни построят храм, тут же все произошло наоборот, изначально появился храм, а только потом село - Верхне-Апостольское, в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Село образовалось путем объединения двух деревень, Нижняя (17 дворов и 100 душ мужского пола) и Щербаковка (5 дворов и 19 душ мужского пола). Такой огромный, да к тому же каменный, храм был построен на средства всего 119 жителей будущего села. Храм строился очень долго, заложен 1810 году, освящен только в 1826 году, а северный придел вовсе заложили только в 1887 году, но так и не смогли закончить к началу ХХ века. Когда село Верхне-Апостольское было переименовано в Нижнепетропавловское, найти не удалось, но в 1920 г. село уже имело современное название. В настоящее время храм основательно разрушен, и восстановлению не подлежит, по причине нахождения в Уральском радиационном следе.
Сточки зрения архитектуры храм интересен не только своими выдающимися размерами, но некоторыми архитектурными решениями. Рассмотрим этот момент подробнее. Первое что бросается в глаза, это отсутствие привычного каменного фундамента, стены не стоят на массивных гранитных глыбах, а уходят кирпичной кладкой непосредственно в землю.


petr_02.jpg
Вместо гранитных плит фундамента, вдоль всего основания храма идут фальшпанели из тонких гранитных плиток.

Можно подумать, что храм под собственным весом ушел под землю вместе с фундаментом, но вокруг храма стоит частично уцелевшая ограда из кирпича, она тоже не имеет каменного фундамента. То, что бывшее ограждение храма стоит каменными останцами и не падает, дает пищу для размышлений – фундамент есть, но он глубоко под землей.

petr_03.jpg
Остатки кирпичного ограждения храма, каменного основания не видно.

Второй особенностью храма является необычная форма алтарной части, она не круглая, а выполнена в виде пятиугольной пристройки полученной из квадрата с двумя обрезанными углами.


petr_04.jpg
Алтарная часть храма не круглая, а в виде квадрата с двумя отсеченными углами.

В этом храме такое решение для алтарной части уже не удивляет, ведь сама по себе постройка огромного храма уникальна, так что нестандартные архитектурные решения в постройке уже сильно удивить не могут.
Разница во времени закладки основного храма 1810 год и северного придела 1887 год видна даже невооруженным взглядом. Самое заметное, это изящная архитектура основного храма и некоторая топорность северного придела.


petr_05.jpg
Здание основного храма выполнено с особым старанием, декоративные элементы украшающие здание выполнены кирпичом.


petr_06.jpg
Декоративные элементы хоть и разрушились, но рисунок все еще виден в кирпичной кладке стены.

Различается и устройство окон, у основного храма окна не только со ставнями, но и кованные решетки имеют явно выраженную крестообразную структуру, характерную для православных построек начала XIX века.


petr_07.jpg
Тип решетки на окнах основного храма опознать не удалось, на стенах остались крепления под ставни.


Северный придел построен намного позже основного храма, поэтому выглядит он значительно скромнее, архитектура, другой тип решеток и отсутствие ставень выделяет две постройки одного храма.


petr_08.jpg
Северный придел не отличается обилием декоративных элементов, решетки на окнах кованные, но другого типа.

Здание храма хоть и имеет значительные повреждения, но они вызваны не естественным разрушением, а хозяйственной деятельностью в послереволюционный период. Кресты на храме отсутствую, но купола частично сохранились, хотя и основательно проржавели.


petr_09.jpg
Несмотря на свою высоту, колокольня храма хорошо сохранилась и не имеет значительных повреждений.

Колокольня частично сохранила штукатурку, но это несильно помогает в понимании, как были отделаны стены храма. Либо это была отделка плиткой, либо это был рисунок на штукатурке под кирпич.


petr_10.jpg
Стены колокольни сохранили следы либо штукатурки, либо следы от декоративной плитки.

В отличии от всего интерьера храма, изнутри колокольня выглядит как недавно заброшенное здание, все, вплоть до деревянных элементов, хорошо сохранилось.


petr_11.jpg
Колокольня внутри не выглядит совсем заброшенной, местам штукатурка и деревянные конструкции хорошо сохранилась.

Если сравнивать с остальными помещениями храма, то колокольня находится в идеальном состоянии. Потолок остальных помещений храма покрыт копотью, либо это голая кирпичная кладка.

petr_12.jpg
На стенах храма роспись отсутствует или не сохранилась.

А вот «наскальная» живопись после горе туристов сохранилась, удалось найти надпись, датированную 1955 г. Туризм на Урале был развит даже в 1955 годы, местные аборигены утверждают, что есть отметки вандалов датированные 1930 годом.

petr_13.jpg
Пять строчек по три буквы на оконном проеме второго этажа, видимо инициалы авторов, датированы 1955 годом.

Но сохранились не только надписи вандалов на стенах, местами можно увидеть остатки росписи на стенах и потолке.


petr_14.jpg
Остатки росписи на потолке, остальные росписи выглядят, как плохо различимые силуэты.

В храме сохранились почти все своды, кроме одного, это наверно единственное разрушение храма связанное действием времени.


petr_15.jpg
Северный придел, большинство сводов в храме хорошо сохранились.


petr_16.jpg
После закрытия храма, в храме появилось три въезда для крупногабаритной техники.



Как уже было отмечено, храм вряд ли будет восстанавливаться, село находится в зоне УРС-а, а значит, большинство жителей принудительно расселили, современные тенденции показывают, в деревни жители не возвращаются.