Тайны старой гирьки.

Опубликовано meval - вс, 23/09/2018 - 11:34

girk_01.jpg
Железнодорожная гирька образца 1914 года.

Неизвестно с какой целью в начале XX века гирьки на железнодорожной имели именную принадлежность. Например, представленная двухфунтовая гирька из латуни принадлежала Самаро-Златоустовской ЖД. Для какой цели каждое ведомство железной дороги подписывало свои гирьки, непонятно - возможно допускалось, что имущество разных железных дорог могло либо перепутаться или вообще быть экспроприировано хозяйственными железнодорожниками для личных нужд.

girk_02.jpg
Гири не только имели ведомственную маркировку, но и клейма: поверочное и неизвестное.

 

Если первое клеймо не вызывает вопросов, оно явно поверочное, то назначение второго клейма скорее всего указывает на мастерскую-изготовителя. Оттиск читается плохо, поэтому идентифицировать мастерскую не представляется возможным.

 

girk_03.jpg
Поверочное клеймо поставлено 1914 году в 20 палатке, имеют II класс точности (?).

20-я поверочная палата торговых мер и весов находилась в городе Уфе, что в соответствует географическому расположению Самаро-Златоустовской ЖД, которая до 1890 года имела название Самаро-Уфимская ЖД.

Вес латунной гирьки составляет 80 грамм, а надпись на ней гласит о 2 фунтах, что составляет 819 грамм. Скорее всего приписка 1/10 говорит о том, что гиря имеет вес составляющий 1/10 от двух фунтов, такое странное отношение трудно понять человеку всю жизнь измеряющей десятичной системой исчисления.

В данной гирьке мы наблюдаем столкновение двух систем измерения старой фунтовой и новой метрической. Как показало время, в России , метрическая система полностью вытеснила нестандартные единицы измерения практически во всех направлениях производства, разве что в ювелирная промышленность долго сопротивлялась метрической системе измерения своими каратами.

Теги