Возраст этой могилы 3,5 тыс. лет.
Оказавшись в Аркаиме, был сильно удивлен плотностью древних и очень древних захоронений. Учитывая, что это была степь, где можно было скакать на коне сутки и не встретить ни одного человека, это сильно удивляет. Захоронения здесь встречаются каждые сто метров, причем в любом направлении. Но организатором исторического парка, этого показалось мало, из ближайшей округи были перенесены захоронения различного исторического периода и размещены в одном месте. Условно это место, разделено на семь зон, в каждой зоне размещены однотипные захоронения.
1. Погребальные оградки эпохи бронзы (XVII-XVI вв. до н.э.)
В таких курганах хоронили пепел и вещи покойника (не реконструкция).
Музеифицированный памятник археологии XVII-XVI вв. до н.э.
Археологические раскопки 1980-90-х гг. в разных местах Южного Зауралья (Пластовский район Челябинской области, Кваркенский район Оренбургской области) позволили детально исследовать оригинальные памятники – каменные погребальные оградки. Руководители раскопок (С.Я. Зданович, А.Д. Таиров, М.К. Хабдулина, И.В. Ульянов) определили время сооружения оградок – поздний бронзовый век (XVII-XVI вв. до н.э.) и культурную принадлежность погребенных – полуоседлое индоиранское население (федоровская археологическая культура).
В 1993-94 г. каменные конструкции курганов были разобраны, перевезены и смонтированы вновь в Историческом парке заповедника «Аркаим» (руководитель работ пот реконструкции – археолог И.Э. Любчанский).
Для погребения сооружалось кольцо из каменных плит диаметром 12-16 м, в центре выкапывалась одна или несколько прямоугольных могильных ям, стенки обкладывались деревом или вертикально поставленными каменными плитами. Затем тело умершего кремировали в отдалении от кургана. Обгорелые скелетные останки и пепел аккуратно собирали и, завернув в одежду покойного или специальную тряпичную куклу, укладывали в могилу. Рядом ставилась посуда с пищей, размещались вещи умершего, после чего могилу перекрывали каменной плитой или деревом, а сверху, в пределах каменного кольца, возводилась земляная насыпь высотой до метра. Иногда рядом с оградкой вертикально устанавливалась каменная плита.Погребальные оградки иллюстрируют своеобразие культово-религиозных представлений населения лесостепного и степного Южного Урала в период позднего бронзового века.
Некоторые захоронения имели круг-оградку очень большого диаметра.
Несмотря на то, что непосредственно сами захоронения XVII-XVI вв. до н.э. имели прямоугольную форму, оградка из каменных плит была строго круглая, как бы не признавая прямых углов.
2. «Симбирская» аллея менгиров
Судя по описанию, это не столько захоронение сколько объект ритуальных жертвоприношений или астрономическая обсерватория времен XVII-XII вв. до н.э. (не реконструкция).
Идеально ровный ряд из менгиров, такая точность нужна для астрономических измерений.
Несмотря на небольшие размеры менгиров, это сооружение можно смело ставить в один ряд со знаменитым стоунхенджем. Не знаю специально или нет, но рядом с «Симбирской» аллеей расположена нора неизвестного животного, судя по ширине прохода, нора, возможно, лисья.
Музеефицированный памятник археологии XVII-XII вв. до н.э.
Археологический памятник – Симбирская аллея менгиров – находился у села Симбирки в Кизильском районе Челябинской области. Аллея была исследована раскопками в 1992 г. археологом И.Э. Любчанским; в 1994 г. менгиры перенесены в Исторический парк заповедника «Аркаим» с полным соблюдением первоначальных особенностей расстановки.
Памятник датируется эпохой позднего бронзового века (XVII-XII вв. ло н.э.) и оставлен полуоседлым индоиранским населением (андроновская культурно-историческая общность).
Менгиры (от нижнебретонского men - камень и hir - длинный) – простейшие грубо обработанные камни вытянутых форм, установленные человеком вертикально. Аллея представляет собой один ряд вкопанных камней общей протяженностью 12 м. Большинство камней – четырехгранные стелы со следми искусственной подтески человеком. Весь ряд ориентирован по линии запад-восток. Раскопки показали, что, помимо камней, в центральной части были вкопаны деревянные столбы, не сохранившиеся до наших дней. Кроме того, у крайнего восточного менгира были обнаружены обожженные кости человека, кремированного в стороне от аллеи.
Симбирская аллея менгиров является древним культовым местом, в частности, использовалась для астрономических наблюдений. Воображаемые линии, проводимые от центрального камня к другим менгирам и деревянным столбам, указывали точки на горизонте, где в дни солнцестояний и равноденствий всходили и заходили солнце и луна. Жертвенное захоронение человека в направлении восхода солнца в день летнего солнцестояние было призвано обеспечит всей общине благополучие, плодородие, богатство.Аллеи менгиров являются яркими памятниками мегалитической архитектуры древнего населения Южного Зауралья, они использовались как святилища для культово-обрядовых действий, в том числе календарного значения.
3.Одиночный менгир
Кажущаяся незамысловатость этого менгира компенсируется его немыслимой древностью – около 3,5 тыс. лет (не реконструкция).
Судя по описанию, это астрономический прибор – гномон, а значит не имеет отношение к захоронениям. Если бы я увидел подобный менгир в поле, то даже не обратил бы на него внимание, а оказывается это очень древний исторический памятник. Да чего греха таить, ведь буквально в 5 километрах от этого места наткнулся на одинокий холм, с одинокой плитой с какими-то одинокими надписями и одиноким заостренным столбиком – при этом даже не подумал, что это какое-то древнее захоронение.
Музеифицированный памятник археологии XVII-XII вв. до н.э.
Археологический памятник находился у села Свет в Кизильском районе Челябинской области. Был исследован раскопками под руководством археолога А.Д. Таирова в 2000 году. После исследований менгир был перевезен и установлен в Историческом парке заповедника «Аркаим».
Менгиры (от нижнебретонского men - камень и hir - длинный) – простейшие грубо обработанные камни вытянутых форм, установленные человеком вертикально.
Для менгира древние выбрали крупный камень вытянутых пропорций, после чего он был искусственно подработан. Верхняя треть выделена горизонтально вытесанным желобком, в ее левой части было сделано углубление. Верх камня приострили, после чего менгир установили вертикально. Искусственная обработка камня придала менгиру антропоморфную (человекообразную) форму.
Менгир мог применяться в прошлом как простейший астрономический прибор – гномон, длина и положение тени которого позволяли следить за ходом времени. Возможно и иное использование стелы.При раскопках не были обнаружены артефакты, позволившие бы точно датировать памятник. По косвенным признакам менгир может быть отнесен к позднему бронзовому веку Южного Зауралья (XVII-XII вв. до н.э.) и оставлен полуоседлым индоиранским населением (андроновская культурно- историческая общность).
4. Курганы эпохи средневековья.
По утверждениям специалистов – это изваяние человека, но с виду больше похоже на усеченный крест (не реконструкция).
Этот экспонат наполовину реконструкция, наполовину оригинал. Надгробие является оригинальным, а вот сам курган полная копия степных курганов. В отличие от других каменных памятников, эти два каменных человекообразных памятника из темного камня.
Музеифицированные памятники археологии с элементами реконструкции.
Комплекс представляет собой каменно-землянные курганы (научные реконструкции) с установленными на вершинах каменными изваяниями (подлинники).
Антропоморфные (челевекообразные) каменные изваяния были обнаружены в 1985 г. в Кустанайской и Актюбинской областях Республики Казахстан отрядом археологов под руководством С.Г. Боталова.
По имеющимся аналогиям из раскопок других памятников было установлено, что изваяния датируются VI-IV вв. до н.э. и устанавливались они на курганах кочевников скифо-савроматского круга. Для реконструкции курганов эпохи средневековья в Историческом парке Заповедника «Аркаим» (1995г., руководитель работ И.Э. Любчанский) использовались данные И.А. Кастанье – российского археолога французского происхождения, который в начале XX века в ходе научного путешествия зарисовал и описал виденные им в урало-казахстанских степях курганы.Каменные курганы – один из типов погребальных памятников ранних кочевников – различались оформлением насыпи. После захоронения умершего в могильной яме над ней насыпался земляной курган, который обкладывался камнями. В одном представленном случае камни в три ряда опоясывали низ насыпи, в другом – полностью перекрывали ее, имитируя панцирь.
Курган кочевников-скифов, относительно молодой около 2,5 тыс. лет.
5.Средневековые жертвенно-поминальные комплексы
«Каменная баба», изображает мужика монголоидного типа, располагается востоку от каменных оградок (не реконструкция).
Каменная оградка, которую охраняет каменная баба
Музеифицированные памятники археологии IX-XIV вв.
Археологические памятники – жертвенно-поминальные комплексы Солончанка VIII (Кваркенский район Оренбургской области) и Аксак (Орджоникидзевский район Кустанайской области, Республика Казахстан) – были исследованы археологами В.П. Костюковыми С.Г. Боталовми в 1993 и 1988 г.
В 1994 г. каменные конструкции были разобраны, перевезены и установлены в Историческом парке заповедника «Аркаим» (руководитель работ по реконструкции – И.Э. Любчанский).
Оградки часто пристроены друг к другу в одну линию, которая ориентирована в направлении север-юг. Однако встречаются и одиночные сооружения. Стороны оградок или же их углы сориентированы по сторонам света, размеры сооружений от 1х1 м до 5х5 м. В центре конструкции устанавливался деревянный столб, затем внутреннее пространство закладывалось камнями. Вдоль наружных стенок оградок также располагались вкопанные вертикально деревянные шесты. Внутри и за пределами сооружений раскопаны остатки ритуальных костров, а также кости животных: лошади или овцы.
Человеческих останков оградки не содержат, но почти обязательным была установка к востоку от оград изваяний – антропоморфных каменных фигур, обычно называемых каменными бабами. Это стелообразные фигуры человека, выполненные в условно-реалистическом стиле, всегда с индивидуальными чертами, присущи конкретному лицу. Лица мужские, монголоидного облика. Изваяния, в представлениях кочевников, являлись временным вместилищем одной из душ умершего.Находки вещей в оградках – большая редкость, поэтому точная датировка этих памятников затруднительна. В широких пределах эти сооружения относятся к эпохе средневековья IX-XIV вв. и были оставлены кочевыми племенами кыпчаков.
6.Казахский погребально - поминальный комплекс.
Оградка выполнена в очень необычной манере, каменная кладка очень удивляет (реконструкция).
Оградка выполнена в более современной манере (реконструкция).
Оградка больше напоминает открытый мавзолей (реконструкция).
Все признаки мавзолея налицо, но тоже без крыши (реконструкция).
Этнографическая реконструкция погребальных сооружений XIV-XX вв.
Был создан как музейный комплекс надмогильных сооружений, воссоздающий образ небольшого кладбища XIV- начала XX вв. Состоит из реконструкций и новоделов надмогильных сооружений, характерных для казахов Урало-Казахстанского региона. Подобные кладбища можно встретить в Казахстане и южных районах Челябинской области (южнее руки Уй и восточнее руки Урал – в зоне исторического проживания казахов), в том числе в окрестностях заповедника «Аркаим».
Юг Челябинской области был периферийной зоной казахских кочевий, поэтому погребальные комплексы здесь относительно невелики. Как правило, кладбища сооружались в степи, в удалении от населенных пунктов, на живописных возвышенностях, иногда вблизи древних курганов. Они образовывались из несколько десятков, реже – сотен компактно расположенных, разнообразных по виду могил.
Среди намогильных сооружений распространены были овальные каменные наброски, прямоугольные, сложенные из камня или кирпича «мазары», резные каменные стелы – кулпытасы с рисунками, родовыми тамгами и надписями, выполнены арабским письмом. Масштабность надмогильных сооружений была связана как с материальным положением родственников умершего, так и с тем уважением, которым пользовался умерший в кочевой среде (от мавзолеев до простых набросов).
Стелы над могилами казахов позволили получить информацию о расселении народа по указаниям на них родовой принадлежности погребенного. Среди казахов существовало (и существует до сих пор) разделение на три крупных объединения родов: старший, средний и младший жузы. На территории Челябинской области наибольшее распространение имеют представители младшего жуза (рода жагалбайлы, жаппас и другие) и представители рода кыпшак среднего жуза.
Часто кладбища существовали продолжительное время, на одной площадке можно могилы XIX и XXI веков. В западном Казахстане сохранились родовые некрополи, функционирование которых измеряется столетиями. Такие кладбища являются почитаемыми святыми местами, где поклоняется умершим предкам и святым.
Традиция мемориального зодчего и появление святых кладбищ тесно связаны с характерными для степи тенгрианством, шаманизмом, культом предков и исламом, распространившимися в Урало-Казахсанском регионе с XIV века.
7.Музей Курган Темир.
Огромная реконструкция вызывает благоговейный трепет, как размерами, так и богатством.
Три наката – этот курган поражает своей основательностью постройки, а дверь нужна чтобы можно было добавлять родственников покойников.
Археологическая реконструкция погребального сооружения VI-V вв. до н.э.
Археологический памятник – курган Темир – находился в Чесменском районе Челябинской области, был исследован в 1982 г. археологами Г.Б. Здановичем и М.К. Хабдуллиной.
С 1997 по 2006 г. при финансовой поддержки Фонда Сороса проходили работы по воссозданию внешнего облика и внутреннего убранства древнего сооружения на территории заповедника «Аркаим». Автором проекта реконструкции и руководителем работ стал археолог А.Д. Таиров.
Курган являлся древней коллективной усыпальницы элиты кочевников, условно называемых сарматами. Традиция захоронения кочевых «царей» требовала масштабных работ по выкапыванию ямы-котлована, возведению над ней деревянного перекрытия, укладки сверху грунта в виде двух- или трехступенчатой пирамиды. В усыпальницу ведет длинный проход, необходимый для проникновения в погребальную камеру и подзахоронения родственника умершего.
Внутри музея создана экспозиция из копий и реконструкций предметов, сопровождавших кочевую знать в потусторонний мир, найденных при раскопках кургана Темир и аналогичных ему памятников.
Курган Темир – уникальная реконструкция грунтового археологического сооружения, единственная полномасштабная реконструкция кургана ираноязычных кочевников в мире, одна из самых больших реконструкций археологических памятников в России. Посетители музея могут познакомится с ярким и самобытным исчезнувшим миром кочевников-сарматов – хозяев степей.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии