Что дал ЕГАИС, два года спустя

Опубликовано meval - сб, 03/03/2018 - 15:17

02 марта 2018 г. бутылка коньяка купленная в центре города Челябинска - акцизные марки отсутствуют, качество коньяка - высокое.

В лесу раздавался топор дровосека,
Топором дровосек отгонял гомосека,
Устал, обессилел, упал дровосек,
С улыбкой залез на него гомосек…


Вчера сидел в относительно неплохом заведении в центре города, взяли на троих бутылочку коньяка. Коньяк, при отсутствии заоблачной цены, очень даже неплохой, я бы сказал даже лучше своих более дорогих собратьев. Коньяк оказался контрафактным, но привезенным прямо из Армении, это под большим секретом сообщил официант. Шел 2018 год, ЕГАИС прочно занял позиции в крупных городах, при этом признав свое поражение в небольших городах и селах, там оборот котрафакта значительно выше оборотов по системе ЕГАИС.
То, что творится на современном рынке алкогольной продукции (АП) с ЕГАИС, чем-то напоминает детский стишок про дровосека и гомосека. Система, созданная для борьбы с контрафактным алкоголем, породила новую волну поддельной АП. Надежда на сознательность граждан не оправдалась, собственно изначально она была рассчитана на сознательных граждан. Как выяснилось, не учли одного факта, сознательные граждане и так не потребляли контрафактный алкоголь, предпочитая брать алкоголь в известных торговых сетях.
На момент введения ЕГАИС основные потребители контрафакта были, либо маргиналы, либо несознательные граждане, как результат, покупателей из этих слоев населения мало интересовал квадратик QR-кода на чеке и то, что проверить цепочку от производителя до прилавка нет возможности. «Казашка» хлынула в магазины, они и понятно, литр дорогого французского коньяка с трехсотлетней выдержкой сегодня можно купить за 400 рублей. По такой же цене, в 400-450 руб, можно купить 3-х литровую канистру любого элитного коньяка. Про водку вообще говорить нет смысла, она стала дешевле кока-колы. Аптеки перестали пользоваться спросом у маргиналов – боярышник это дорого, «казашка» - дешевле.
Все, чего действительно смог добиться ЕГАИС - это перестали подделывать акцизные марки, весь контрафакт пошел на прилавки российских магазинов без поддельных акцизных марок. Контрафактная АП подешевела на стоимость подделки акцизной марки, о таком подарке производители контрафакта даже не могли мечтать. Резко подешевевшая «казашка» сразу же вытеснила конкурента – промышленный боярышник, аптеки вздрогнули от резкого падения потока покупателей и начали активно закрываться.
Лично у меня, доступа к статистике смертности от контрафакта нет, но есть субъективные наблюдения – каждый месяц сотрудники приносят с полей, как минимум об одном смертельном отравлении «паленкой», то есть статистика не отличается от 2016 г.
Мало того, часть потребителей АП ушла с рынка в сторону собственного производства. Рынок домашнего пивоварения и самогоноварения вырос в разы, что бы понять серьезность этой части производителей АП, достаточно напомнить, самое крепкое пиво достигает 65 градусов крепости, а на дегустациях с закрытыми глазами лишь 50% дегустаторов могут отличить пиво от вина. Пиво, которое трудно отличить от шампанского, самогон который может потягаться с известными премиум сортами водки и коньяка. При этом вице-премьер Александр Хлопонин делает официальное заявление – 40% официального коньяка, ЕГАИС подтвержденного, имеет качество, ниже контрафакта. Собственно ЕГАИС уже на уровне заявлений правительства признает свое бессилие перед подделкой и QR-код не является гарантией качества содержимого бутылки АП.

Итого, подводя итоги.
1. ЕГАИС не вытеснило контрафактный алкоголь с прилавков магазинов. Все что удалось сделать системе ЕГАИС – это вытеснить алкоголь с прилавков аптек и сделать контрафактный алкоголь дешевле на стоимость акцизной марки.
2. Наличие акцизной марки не является гарантией, что в бутылке АП алкоголь надлежащего качества. Даже в солидном магазине можно взять две бутылки водки, содержимое которых разительно отличается по вкусовым характеристикам друг от друга даже не для специалиста.
3. Благодаря системе ЕГАИС, рынок АП монополизировался. С рынка были вытеснены мелкие поставщики АП, уступив место крупным игрокам. Например, в Челябинской области, рынок алкоголя поделен между сетью алкомаркетов «Красное-Белое» и «Мавт». Причем если «КБ» идет в область под своей торговой маркой, то «Мавт» - сливается с уже готовым бизнесом, при этом название торговой точки и владелец не меняются.
4. Субъективно, с введением ЕГАИС, смертность от употребления паленой АП не уменьшилась.

Теги