Коп по дорожной насыпи

Опубликовано meval - ср, 23/06/2021 - 17:33


Находка на обочине без прибора, в левом верхнем углу фото - проезжая часть дороги.


Введение

В отсутствие времени и возможности выехать далеко, все чаще и чаще рассматриваются альтернативные источники копа. В этой заметке я расскажу о копе по дорожной насыпи, об особенностях и тонкостях этой разновидности копа.

Для начала совсем немного теории, без нее никак.

Начнем с терминологии и базовых понятий.


Устройство дорожного полотна в разрезе.

Как можно понять дорожное полотно может быть довольно разнообразным, но суть от этого не меняется - нас интересует только обочина и откос (она же насыпь). Все дело в том, что откос и насыпь покрывают плодородным слоем небольшой толщины, для того чтобы высадить травяной покров, который оберегает откосы дорожного полотна от расползания.

Из теории строительства дорог, нам интересны только несколько аспектов:
- первый, чтобы трава росла на откосе из глины, требуется покрыть откос слоем плодородной земли. Существует два способа доставки чернозема - берут тут же, стаскивая с бермы или привозят издалека. Тут и кроется первая важная особенность копа по дорожной насыпи - если вдоль дороги фермерские  поля, то чернозем 99% привозной, и наоборот, если вдоль дороги бесхозная земля, то чернозем на откосах 99% взят рядом с дорогой. Из этого следует понимание, что делать в случае, если нашли на откосе знаковую жбонь, монету или крестик - нужно  спускаться с откоса и продолжить искать в берме или исследовать только откос. Иными словами, если вдоль дороги поля фермера, то спускаться с откоса и искать на поле бесполезно, равно как и наоборот, если в откосе обнаружилась медь, а рядом с обочиной бесхозные земли, то стоит спуститься и внимательно изучить участок уже рядом с дорогой.
- второй, если на откосе принудительно засеивают травяное покрытие, то высаживают ВСЕГДА одинаковый сорт зелени, поэтому если вы увидели в однородной растительности откоса пятно другой зелени, то тут, земля на откосе явно заслуживает пристального внимания. Равно как и обратное утверждение, если на откосе не растет трава, то плодородный слой или не насыпали, или его смыло до глины на берму и ходить по такому откосу бесполезно. 
- третий, даже если на обочине выросла трава, ее с довольно большой периодичностью либо выкашивают, либо поливают ядовитыми химикалиями. Поэтому поиск на обочине доступен в любое время года, даже если откосы буйно поросли травой. В случае использования нажористых химикалиев для уничтожения травы на обочине, после 2-3 лет эксплуатации дороги, находки на обочине хоть и легко находятся, но порой имеют очень сильно уставший вид. Причем слой чернозема на обочине настолько тонкий, что для поиска на нем, не требуется прибор, достаточно хорошего зрения.


У дорожников, вдоль дороги, всегда есть кучи чернозема для подсыпки откосов.

- четвертый, подсыпка. Даже брошенные дороги когда-то подсыпали, а значит, если ехать вдоль дороги, то можно найти ту заветную кучу чернозема, с которой бралась земля на подсыпку. В этом случае, можно не размениваться на поиск у дороги, а шурфануть именно саму подсыпку. Правда надо понимать, что если испортить форму кучки земли с конуса, до равномерно-тонкого слоя, то господа дорожники будут очень не рады этому факту и может дойти до рукоприкладства.

Практика.

К сожалению, если вы домосед и редко покоряете бездорожье то узнать, что где-то, в результате дорожной революции, появилась новая дорожная насыпь, вам вряд ли удастся. Остается только агентурная работа - активно интересуйтесь, где недавно появились асфальтовые дороги и смело выезжайте туда.

Я не ботаник, поэтому следующий вывод, может быть спорным, но он подтвержден практикой - дорожники, вдоль дорог высаживают траву, которая не дает много соломы и хорошо перегнивает за осень-зиму. Думаю это делается из требований к пожарной безопасности, но в любом случае весной можно наблюдать лысые откосы, практически без растительности. То есть комфортно исследовать откосы можно только весной.

Несмотря на то, что летом откосы недоступны из-за высокой травы, летом не стоит исключать исследование дороги. После хорошего дождя, можно пройти по обочине (не по откосу) и глазами поискать керамику, красные кирпичи или монеты. Такие места следует запомнить и вернутся сюда весной.

Если на обочине нашлась интересная находка, то диапазон поиска возле нее не более 50-100 метров, ибо дальше может быть подсыпка с другого самосвала, и соответственно земля взята с другого места

На копе вдоль дорожной насыпи, очень хорошо отрабатывает пинпоинтер, так как глубины сверхмалые, то пинпоинтером можно выдернуть монету без дополнительных повреждений.

Коп на дорожной насыпи рекомендуется проводить на минимальных настройках усиления и тока в катушку. Так как на больших монетах 5-10 копеек и на серебряных билонах прибор может слепнуть. Были прецеденты, когда из-за коллеги на стандартных настройках пропускали монетные находки из-за перегруза, а шедший за ними прибор на минимальных настройках, собирал имперские пятаки и серебро в билонах.

Формально, для поиска на насыпи не требуется лопата, достаточно иметь совок с крепкой ручкой. Любой глубокий сигнал не должен интересовать априори, ибо он находится в глине и соотвественно не представляет интереса. В плане находок, нас интересует только 3-5 см плодородного слоя, а под ним находится щебень или глина, в которых не может быть интересных находок.

 

Плюсы, поиска на дорожной насыпи


Глубина залегания монет на обочине измеряется миллиметрами.

- не требуется лопата - достаточно совочка
- не требуется большая глубина ямки,
- в некоторых случаях, например после дождя, не требуется прибор,
- до места копа всегда можно доехать на любой машине, 
- спорные сигналы напрочь отсутствуют, монета - или есть или ее нет,
- глубина залегания сигнала является дискриминатором, если глубокий сигнал - это хлам.


Небольшая глубина залегания монет на обочине, вымывает последние после сильного дождя.

Минусы, поиска на дорожной насыпи

Как ни странно, но минусы являются следствиями плюсов


Из-за гравия и тонкого слоя чернозема на обочине, гнутся даже толстые имперские монеты, например 3 копейки плоского чекана потеряли геометрию из-за проезжающей тяжелой машины.

- на узких дорогах нет возможности припарковать машину там где удобно - это только кажется, что если есть асфальт, то должны быть и благоустроенные места под парковку. На практике, парковку порой можно не найти даже на 3-5 километровом участке,
- даже поиск получасовой поиск, это поход на 1-2 км от машины,
- нет возможности копать летом,
- соль, зимняя эксплуатация дорог подразумевает обработку асфальта солью, а значит находки вдоль обочины могут после зимы иметь серьезные химические повреждения,
- тонкий слой земли на обочине, кладется сразу на щебень, монеты найденные на обочине, часто имеют нарушенную. Всегда найдется желающий проехать по обочине, как показывает практика, таких желающих очень много, 
- ну и банально - это не безопасно, проезжающая машина может зацепить прибор и/или самого копателя, а если вас примут за сотрудника с камерой - то готовьтесь схлопотать отменных люлей от неравнодушных автолюбитей.