Николаевка, заброшенная церковь

Опубликовано meval - вс, 13/01/2019 - 21:57

nik_01.jpg
Николаевка (Курганская область), церковь Николая Чудотворца (дата постройки конец XIX века начало XX века).

Размеры нынешнего села Николаевка и размеры относительно большой церкви находятся в явном диссонансе. Село в перманентном запустении, а церковь наоборот пытаются восстановить.  

Церковь сохранила от своей ограды только два небольших одноэтажных домика с западной стороны, возле нее только пустырь и полуразрушенная одноэтажная земская школа. Современное село как бы дистанцировалось от разрушенной церкви несмотря на расположение церкви практически по центру поселения. Непонятно по какой причине, современное село так и не приблизилось к церкви на минимальное расстояние, как это происходит в других селах. Следов закрашивания краской росписей на стенах не наблюдается, значит, церковь использовалась под зернохранилище либо вовсе стояла заброшенной.


nik_02.jpg
С восточной стороны глаз режет необычная для этих мест алтарная часть – она в виде прямоугольника.

Церковь имеет нехарактерную для этих мест архитектуру: более крупные размеры здания,  прямоугольная алтарная часть, расположение не на берегу озера, а по центру села и прямо таки идеальную сохранность ограды в виде двух отдельно стоящих зданий. Подобные проекты встречались только в Свердловской области, но даже там алтарная часть была выполнена не прямоугольником, а половиной шестигранника. При этом именно в Свердловской области встречались ограждения церковной территории в виде небольших квадратных построек.

К уникальности этой церкви следует отнести практически идеальную сохранность некоторых элементов экстерьера здания.

nik_03.jpg
Сохранился крест на колокольне, причем практически в идеальном состоянии.

Несмотря на повальное растаскивание местными и приезжими заброшенных зданий на металлолом – в здании церкви остались целыми и железные тяжи и кованые решетки на окнах.

nik_04.jpg
Окна, деревянные рамы и кованые решетки сохранились практически в идеальном состоянии.

 

Сохранились кованные двери с железом палец толщиной. Все указывает на то, что во времена бума сбора металлолома церковь находилась под присмотром.

nik_05.jpg
Верхняя часть старинного запора на железной двери хоз. построек – петля замка находится не на привычном месте стыка двери и косяка, а на запоре.

Толщину железа двери можно оценить по сварке, которой приварена оборванная с клепок петля запора, сварка не только не прожгла железо двери, но хорошо держит вновь приваренную петлю запора. Нижний запор не заперт на замок, он сохранился лучше и не имеет изменений конструкции. По нижнему запору  и толщине  двери можно судить, что хозяйственные постройки имели хороший уровень защиты от попыток взлома и расхищения церковного имущества – возможно прецеденты были.

nik_06.jpg
Если предположить, что хоз. постройки стояли по углам церковного ограждения, то можно примерно понять размеры участка занимаемого церковью.

Несмотря на начавшиеся восстановительные работы, еще хорошо видна старая штукатурка стен и по ней можно судить об одном очевидном факте – ни один из проемов не расширяли под заезд грузовой машины. Такая сохранность церкви не может не удивлять, получается советская власть не использовала пустующие здание церкви под хозяйственные нужды, как это делалось в соседних селах.

nik_07.jpg
Если колокольня имеет стандартную архитектуру то средняя часть напротив, не имеет привычного «пряника», а выполнена в виде светового барабана.

Возможно, большие размеры церкви не предполагают купол в виде сферы, характерный элемент церквей Курганской области называемый в народе «пряником». В любом случае можно констатировать очевидный факт, эта церковь значительно отличается по размерам в большую сторону от церквей в соседних деревнях.

nik_08.jpg
Карнизы в церкви имеют значительный вынос за счет гранитных плит.

Не то, чтобы в Курганской области не делали больших выносов карнизов, но в Свердловской области такие архитектурные решения встречаются намного чаще.

Внутри церковь почти не имеет отличий от других церквей, разве что есть некоторые непонятные решения – понять смысл которых при беглом осмотре невозможно.

nik_09.jpg
Первая загадка: выход из притвора был арочного типа, но затем переделан в стандартный проем.

 

nik_10.jpg
По росписи на стене хорошо видно, что проем заделывали до росписи стен.

Вторая загадка заключается в том, что церкви таких больших размеров имели разветвленную систему подземных ходов, иногда подземные ходы уходили на три уровня в землю. В рассматриваемой церкви подземные ходы практически отсутствуют, при этом вход в подвальные помещения хорошо просматривается.

 

 

nik_11.jpg
Вход в подвальные помещения никуда не ведет.

Если внимательно присмотреться, то три ряда кирпичей снизу шириной в два полных кирпича слева – имеют другую кладку, кроме того, хорошо просматривается шов подземного прохода. Судя по наличию входа в подземелье выполненного из кирпича - подземелье было, но отсутствие ходов ответвлений ставит в тупик. Учитывая, что предки кирпичами не разбрасывались, есть серьезное предположение – что подземные ходы все таки были, но с какой то целью были заделаны, причем на этапе строительства, либо чуть позже. Например у другой курганской церкви в Столбово, более скромной по размерам, по уверениям местных аборигенов был, как минимум, один подземный ход.

Третья загадка заключается в странных круглых пятнах на стенах, хотя скорее всего это как-то связано с хозяйственной деятельностью внутри церкви в советское время.

nik_12.jpg
Обугленная штукатурка, явный признак того, что в советское время здесь была либо кузница, либо слесарная мастерская.

На следах копоти просматриваются небольшие круги, можно предположить, что это дети кидались снежками в потолок – размеры пятен как раз как от снежка, либо это следы от мастерской, которая явно находилась внутри церкви. Копоть на стенах указывает на факт, что в советское время церковь не была заброшенной, а внутри ее размещалась как минимум печка буржуйка, как максимум какое-то производство, например мастерская по ремонту сельхозтехники.

nik_13.jpg
На стенах светового барабана и под ним частично сохранилась роспись.

 

nik_14.jpg
Роспись на стене светового барабана.


nik_15.jpg
Роспись под световым барабаном.

Как можно понять, сохранность росписей на стенах близка к нулевой, хотя очертания рисунков вполне угадываются.

 

nik_16.jpg
Алтарная часть церкви.

 

Несмотря на нестандартный прямоугольный дизайн алтаря, потолок у него выполнен в классическом стиле – полусферой, чего не скажешь по виду алтаря снаружи здания.- там он полностью квадратный.

 

nik_17.jpg
Вид от алтаря.

Если смотреть от алтаря, то хорошо видно, что в советское время перегородка фундамента из дикого камня была сломана, скорее всего, уровень пола при эксплуатации здания в советское время был значительно ниже.