При покупке Нивы, вы покупаете набор деталей, из которых следует самостоятельно собрать машину (фото из Интернетов)
Пролог
В прошлом году я стал обладателем железного коня с приводом на 4 копыта, очень популярного на легком российском бездорожье. Честно говоря были опасения, что моего опыта укрощения болтов и гаек не хватит, чтобы пользоваться этим чудом российского автопрома, поэтому покупку откладывал до последнего. Если верить интернетам - Нива превращается в ведро с болтами сразу после выезда из автосалона, а менеджеры автосалона - рыдают от счастия, что машина не сломалась прям в автосалоне. Открою правду - интернеты безжалостно врут, вопреки злопыхателям машина оказалась надежной, хотя допускаю мысль, что мне просто повезло - мне достался качественный вариант.
Моя Нива отъездила аж 100 км без единой поломки. После сотни километров, ожидаемо сломалось сцепление - перестала включаться первая и задняя передача. В автосалоне меня успокоили - это нормально, первая передача Ниве не нужна, можно и со второй трогаться, а если нужно врубить заднюю передачу - надо просто подкачать сцепление. 40 лет люди ездят на Нивах с этой проблемой и ничего, а тут ишь боярин нашелся - первую ему подавай.
На 150 км пробега, выяснилось, что уровень топлива в бензобаке и показания стрелки уровня бака на приборной панели - это разные физические величины, причем не взаимосвязанные между собой. Думаю не надо говорить, что мне сказали в автосалоне на мою жалкую попытку потребовать синхронизации уровня топлива в баке и какой то стрелки на панели прибора.
Когда после дождя, в салоне Нивы стали плавать коврики, мне даже в голову не пришло обратится в автосалон по поводу образования незаконных акваторий внутри машины. Тратить время на поездку в автосалон ради фразы "40 лет люди ездят с этой проблемой и ничего, а тут ишь боярин нашелся!" - я не видел смысла.
Финальную точку в моих отношениях с гарантией на моего железного коня, поставило первое ТО, точнее нулевое ТО. Уж не знаю по какому принципу проводится расчет стоимости нулевого ТО, но честно говоря 3,8 т.р. за нулевое ТО мне показалось дороговато - однако морковка в виде гарантии, победила мою жабу и я поехал к дилеру. Дилер насчитал 17 (!) тыс. руб. - на новую машину с пробегом 1800 км. Это как второе ТО на Вольво, но там конский ценник из-за доллара.
Думаю не надо говорить, что меня вдруг совершенно неожиданно перестала интересовать заводская гарантия, поэтому заветной печати о нулевом ТО у меня в сервисной книжке не появилось.
Интерлюдия
Где-то в кабинете самого главного директора Автоваз, неопределенное количество лет тому назад.
- Я собрал вас по очень важному вопросу, не смотря на все наши старания, продажи этой отрыжки коммунизма продолжают расти. - Главный директор Автоваза суровым взглядом обвел команду эффективных менеджеров.
- А, давайте, сделаем штатные диски 6J, а зимнюю штатную резину 5J! Вот смеху то будет, когда народ начнет на зиму переобуваться. - Предложил креативный директор.
- Хорошая, а главное свежая идея, все конкуренты от зависти поперхнутся. - Главный директор Автоваза достал навороченный айпад и сделал вид, что сделал в нем заметку.
А, давайте, уберем надежное чугунное сцепление и поставим ненадежное пластиковое сцепление - оно и ненадежное и стоит дороже. - Не унимался креативный директор.
Эффективные менеджеры, в знак одобрения одобрительно закивали свежими бородами из модного барбершопа. Главный директор Автоваза внимательно присмотрелся к креативному директору.
- А ты не такой уж и бестолковый специалист, как мне о тебе говорили. - Подумал самый главный директор Автоваза, и снова сделал вид, что сделал заметку в айпаде.
Штатная резина
В уличном киоске по замене летних копыт на зимние, меня явно пытались развести, возможно на деньги. Местный гуру снимания и одевания покрышек на диски либо бредил, либо у него была температура и он все равно бредил. Если убрать все маты из его монолога и заменить их троеточием, то стенограмма его выступления звучала примерно так:
- ... , это же Нива, ...! У тебя же стоят ... стоковые диски, а ... резина, ..., тоже стоковая, ... ее в .... . У Нивы ... стоковые диски, ..., не подходят для ... зимней резины, ... , она же с ... внутри. Надо менять ... стоковые диски на, ..., родные диски. ... на Искру (местный авторынок), покупаешь ... родные б/у диски, ..., пескоструишь их, ... , красишь их, и тогда этот ... влезет в эту ... . Иначе надо или дрочить ... , или ... рассверливать.
Все что я понял из монолога местного эксперта по резино-техническим изделиям - просто переобуть Ниву не получится, надо купить бубен у какого-то шамана и сплясать народный чукотский танец вокруг Нивы.
Исполнять танцы с бубном не хотелось, поэтому я поехал в элитный салон по переобуванию машин, где судя по рекламе, в наличии есть все диски от всех машин и вся резина, от тех же всех машин. На удивление, и там мне не смогли помочь, правда уже на понятном русском языке хотя бы обрисовали масштаб проблемы.
Оказывается, у Нивы, штатная зимняя резина не одевается на штатные диски, так как у Нивы понятие штатное - это не то, что некоторые могут подумать. На лето надо использовать штатные летние диски, на зиму - надо использовать штатные зимние диски, причем штатные - здесь ключевое слово. Но не все так просто - на штатную зимнюю резину не бывает штатных зимних дисков. Не бывает от слова совсем. Для того чтобы использовать штатную зимнюю резину от Нивы, надо купить нештатные диски у дядюшки Сяо, которые, как и положено нештатным дискам не подойдут для штатной резины для Нивы. Именно в этой ромашке "штатный-нештатный" счастливый обладатель Нивы, согласно кодекса самурая, должен выбрать свой путь. Путей у самурая много, но основных - четыре:
- взять сверло на 16 и доработать отверстие по сосок нештатного диска под штатную резину, точнее камеру (с 12 на 16 мм);
- взять напильник и доработать штатный сосок камеры под отверстие на нештатном диске (с 15 мм до 12мм);
- забить на толщину боковин штатной резины и использовать штатные камерные шины без штатных камер;
- купить штатные камеры от Газели и заменить штатные камеры на нештатные, от Газели.
Как можно понять, у владельца Нивы самурая нет пути, есть только цель. Я решил пойти по пути наименьшего сопротивления - купить нештатные камеры от Газели, а штатные камеры продать Авито под видом крафтовых тюбингов, благо на носу корячились длинные зимние каникулы и от желающих сломать себе конечности при спуске с горок, не было отбоя.
Всего за полторы недели, я смог переобуть Ниву на зимнюю резину. Долго получилось из-за того, что в моем городе не оказалось адептов китайских дисков и диски пришлось заказывать на маркетплейсе с прямой доставкой из страны восходящего Солнца.
Штатное сцепление
Через 100 км пробега у меня перестала включаться первая и задняя передача. Я, как добропорядочный владелец автомашины на гарантии, обратился в автосалон, так как искренне считал отказ коробки передач гарантийным случаем. В салоне, местный эксперт по коробкам передач, сразу вычислил проблему - все работает, точнее не так - все работает, КАК ДОЛЖНО РАБОТАТЬ. Если перед включением передачи прокачать сцепление пару-тройку раз, то передачи втыкаются без проблем. Мое мнение по этому поводу было радикально противоположным - я считал что так включение передач не должно работать. Вот тут то и началось сказка "Про серого бычка", которую мне совсем недавно рассказывали в центре по снабжению зимней резины. Она полностью повторяет ситуацию с зимней резиной, только надо изменить резину на главный цилиндр, диск - на рабочий шток главного цилиндра, а камеру на рабочий цилиндр.
Оказывается, штатное сцепление, а точнее штатный главный и рабочий цилиндр сцепления сделан из некачественного штатного пластика и уж совсем некачественной штатной резины. Некачественная резина растворяется и попадает в расширительный бачок, о чем говорит цвет тормозной жидкости - из приятно розового цвета, она становится цвета кожи негра, отработавшего два замеса в угольной шахте. Некачественный пластик тоже не сидит без дела и имеет тенденцию ломаться в самый неподходящий момент. Решить данную проблему по гарантии не представляется возможным, ибо по гарантии можно было поменять пластиковое сцепление на.. такое же пластиковое сцепление. Перед счастливым владельцем Нивы, снова начинается вырисовываться путь самурая. Путей было много, но основных - три:
- судиться. С автосалоном, с Автовазом, с производителем пластикового сцепления, со Спортлото (нужное подчеркнуть). Не смотря на свою очевидность, данный путь не приводит к решению проблемы. Если поменять пластико-неисправное сцепление, на такое же, но пластико-исправное, то через 100-500 км, оно снова станет пластико-неисправным. Далее, через 300 км пробега, надо снова судится, как утверждают автоэксперты - это бесконечный цикл, пока не кончится гарантия. Точнее наоборот, гарантия кончится, а судебные тяжбы - еще нет.
- забить. Ездить с неработающей коробкой передач, постоянно подкачивая сцепление, когда количество прокачиваний системы сцепления дойдет до 10 раз на одно переключение передачи - сцепление само сломается механическим образом и вот тогда обратиться по гарантии, сцепление точно поменяют. Правда этот путь был тоже тупиковый, во первых когда сцепление сломается, то тормозная жидкость потечет и все ЛКП в подкапотном пространстве накроется медным тазом, а этого хочется меньше всего.
- заменить пластик на нормальный контур сцепления из чугуния. При отсутствии гаража, обратится к дяде Васе из соседних гаражей. Цена вопроса 6-12 тыс. руб., в зависимости от аппетитов дяди Васи. На удивление, надежное чугунное сцепление стоит более чем в два раза дешевле ненадежного пластикового. Но просто поменять контур сцепления не удастся - штатное чугунное сцепление от Нивы не встает на Ниву, так как для штатного чугунного сцепления не бывает штатного штока, который есть в каталоге, но которого не существует в природе.
Я выбрал "заменить". Думаю нет смысла снова рассказывать сказку "Про серого бычка", а точнее, как и почему, штатный шток не встает на штатный главный цилиндр сцепления и почему штатных штоков не существует в природе. Для тех кто не верит - пусть попробует найти эту деталь невидимку под названием толкатель ГСЦ 21214-1602568-00.
Эпилог
Случайно подслушанный разговор в автосалоне.
Покупатель Нивы Бронто (для тех кто не в курсе - это такой покоритель бездорожья на базе Нивы, в переводе на русский - Нива с заводским тюнингом, с уклоном на проходимость) привел с собой специалиста по Нивам.
-Это сразу снимаешь и меняешь на нормальное.
-Это убираешь, при продаже ставишь обратно, смотрится круто, но ломается на первой кочке.
-Это можно почти не переделывать, на заводе сделали почти нормально.
-Это придется доделывать.
-Это вообще не пойдет, надо убирать.
-В общем добьешь еще 200 тыс. руб. и получится конфетка.
И это опытный нивовод сказал про Бронто, которая и так стоит как сбитый Боинг, что уж говорить про мою бомж-комплектацию, которую дорабатывать и дорабатывать.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии