Первая оборона Севастополя, реконструкция на Алом поле.

Опубликовано meval - пн, 17/04/2017 - 19:10

sev_01.jpg
Реконструкция, первая оборона Севастополя. Челябинск 16 апреля 2017.

По какой причине организаторы исторических реконструкций выбрали именно это историческое событие – не знаю, но то, что весьма неоднозначное событие в истории русской армии можно утверждать смело. Посудите сами: бездарное руководство некоторых генералов, в итоге Севастополь был взят, потери русской армии по некоторым источникам превосходили потери союзников почти в три раза, по итогам взятия города, был заключен унизительный для Российской империи мир.

Совсем немного истории

Армия союзников Турции, Франции и Англии, а если быть точнее армия англичан, так как силы турок и французов были незначительны, обороняли стратегическое направление, а именно базу снабжения английский войск. Русские войска в случае победы могли бы лишить англичан материально-технической поддержки, что могло привести к снятию осады Севастополя, но этого не произошло. Мало того, некоторые боевые события вошли во всемирную историю, например «Тонкая красная линия» и «Атака легкой британской кавалерийской бригады».
Тонкая красная линия – это пример героической обороны позиций горсткой шотландцев под девизом «Отступать некуда, позади Москва Англия» (в оригинале фраза звучала несколько по другому «Приказа к отходу не будет, парни. Вы должны умереть там, где стоите»). И гордая шотландская бригада усиленная раненными из госпиталя, свободными моряками и турками выстояла против натиска 2000 казаков. Хотя на просторах интернета есть одна любопытная трактовка этого события ("Тонкая красная линия: история одного боевого эпизода" ), в которой действия казаков и шотландской бригады несколько иные и далеки от героизма.
Атака легкой британской кавалерийской бригады – тоже стало нарицательным выражением, обозначающую удачную, но бессмысленную атаку, обреченную на провал. Смысл этого события таков, понеся серьезные потери в артиллерии, разозленная английская конница из 600 всадников успешно нанесла удар по позициям русской армии, выгнав пехоту и затем гусар на протяжении всего фронта атаки, но при этом оказалась в котле и кое-как из него вырвалась, понеся при этом значительные потери.
Вообще оборона Севастополя попала в историю еще и курьезным фактом, показывающим насколько русская армия, не воспринимала турецкую, за серьезного противника, как собственно и союзники не воспринимали турков за серьезную силу. При штурме Севастополя, французы, на одном из направлений, бросили в бой элитную часть – дивизию зуавов, сформированную из добровольцев воинственного племени кабилов, к удивлению союзников именно на том направлении, по которому наступали элитные войска французов в лице зуавов, союзники не смогли прорвать линию обороны. Последующий анализ показал, зуавы одевались как турки, и русские солдаты посчитали, что на них наступают турки, а значит, проблем с обороной не будет, и не сдали позиции, так как отступать под натиском турков, так как в те времена русская армия всегда побеждала турков, даже находясь в меньшинстве обычно 3-4 к 1.

Реконструкция.

Уже вторая реконструкция на Алом поле выпадает на холодную погоду. При взятии Измаила мороз опустился до -20С, оборона Севастополя проходила при более теплой погоде, +4С, но холодный северный ветер выдувал легко одетых зрителей со зрительской площадки, каково приходилось реконструкторам – можно только догадываться.
Несмотря на происки погоды, само мероприятие удалось на славу: костюмы, конница, артиллерия и даже фотографы – все было подготовлено к инсценировке. Но без ложки дегтя не обошлось, оценить мастерство театрализованной постановки пришло мало людей, а значит праздничную атмосферу характерную для этого события, в полной мере создать не удалось.

sev_02.jpg
Русская армия.

Не знаю специально или нет, но русские солдаты напоминали сильно потрепанное войско, мятые, не по размеру, шинели, так выглядит войско новобранцев, о чем собственно и говорит возраст участников. Толи хотели передать атмосферу расхлябанности русского войска, толи забыли развесить шинели перед инсценировкой.

sev_03.jpg
Армия союзников.

С армией союзников все выглядит совсем иначе, те же новобранцы, но уже холеные костюмы, яркие типажи, лоснящиеся новизной шинели.

sev_04.jpg
Кавалеристы.

Костюмы наездников радовали глаз, хотя, если честно, черная лошадка мне понравилась даже больше, чем костюм наездницы. Кроме того, не особо уверен, что кавалеристы саблю держали именно так, ну не видел я безухих гусаров и думаю, что холодное оружие не имело такого варианта ношения.


sev_05.jpg
Артиллерия.

Жители окружающих домов, думаю, уже привыкли к канонаде из пушек на Алом поле, а вот я никак, когда стреляет главный ствол, уши хоть и не закладывает, но заставляет посмотреть на бутафорское оружие с уважением. От артиллерии есть еще особая польза, фотографы на поле не так видны, а стараются прятаться от пушек подальше, что дает фотографам любителям, делает интересные фото с поля боя без назойливых папарацци в кадре.


sev_06.jpg
Армия фотографов.

Пока грохотала артиллерия, фотографы прятались за деревьями, но стоило начаться рукопашной схватке, как создатели хроники разбежались по всему полю.

Диспозиция реконструкции состояла из поля боя, ставки союзников, укреплений русской армии и фортификационных сооружений турок.

sev_07.jpg
Ставка союзников представлена походным креслом и котелком с едой.

Венский стул, котелок и походный сундук – символ ставки союзников, тут скорее даже не ставка, а опорный командный пункт. Просто высоток на алом поле маловато, вот его и разместили на одном уровне с полем боя.

sev_08.jpg
Оборонительные сооружения русской армии.

Уже стало доброй традицией занимать высотку у моста одной из армий, на этот раз это была русская армия. Стоит обратить внимание на шинели, у некоторых солдат они были исторически верно опущены до самой земли, хотя у некоторых актеров постановки шинели доходили до голенища сапога, что, на мой взгляд дилетанта, не есть исторически верно.

sev_09.jpg
Турки окапываются перед боем.

В этой постановке больше всех поразили турки, они реально стали окапываться, хорошо хоть администрация сквера этого не видела, а то бы туркам досталось на орехи не только от русской армии.

Боевые действия.

Тут обошлось практически без новинок, хотя некоторые новинки боевых действий удалось увидеть, возможно, они были и раньше, но я их не замечал. Из стандартных сценариев: взаимный артобстрел позиций, конные сражения, дальний бой на ружьях и ближний штыковой бой.

sev_10.jpg
Конные сражения, лично мне нравятся больше всего.

В конных сражения мне больше всего нравится динамика, как бы не пытались актеры пехотинцы правдоподобно изобразить штыковой бой, верховые бои всегда смотрятся на порядок интереснее и динамичнее.


sev_11.jpg
Атака пехоты, вот-вот начнется штыковой бой.

Раненые, стрельба, дым – все как в настоящем бою, тут даже добавить нечего. Однако не следует относиться к пехоте с пренебрежением, в некоторых локальных стычках пехота одерживала победу и над кавалерией.

sev_12.jpg
Пехота окружает кавалерию.

sev_13.jpg
После столкновения с пехотой, верный конь несет раненного или убитого бойца в свой стан.

 

Просто фото с мероприятия.


sev_14.jpg
Прийти на реконструкцию и не сфотографировать Василия – это моветон, не будем ломать традиции.


sev_15.jpg
Франт Александр Акулов, мне показалось в роли Н.И Пирогова, хотя могу ошибаться.


sev_16.jpg
Командующий русской армией, к сожалению не знаю, кого отыгрывает реконструктор.


sev_17.jpg
Кавалерист с саблей наголо, смотрится гораздо естественней, чем с положением на шашки за ухом.

 


Собственно я был из тех зрителей, кто пришел на постановку налегке и кого выдуло холодным ветром. Приобретя красный нос и синие руки, трусливо сбежал с поля боя в теплую машину, так и не досмотрев, чем закончилась постановка.