Приблизительный план северо-западного угла второго этажа особняка Архипова (без соблюдения масштаба)
Второй этаж имеет один коридор, вдоль которого за высокими дверями расположены апартаменты. Если бы не высокие потолки и лепнина, то может сложиться впечатление – это коммунальная квартира или барак, ибо подобное расположение комнат встречается в коммуналках и бараках.
Для масштаба, высота человека в дверном проеме около 1,76м, справа - за открытой дверью, справа, виднеется печь отопления.
Для обогрева помещения использовалась дровяная печь голландского типа – одна на две комнаты, при этом в некоторых комнатах находится по две печи. Стены печи отопления оформлены изразцами – местного производства, с челябинской фабрики В.В. Лоренсова.
С этой стороны печь №1 размещена в углу и занимает симметрично весь угол.
Печь №1 как и все отопительные печи в доме не упираются в потолок, а сверху завершаются изразцами больше свойственных для каминов. Кроме изразцов с узорами - на стенке некоторых печей имеются изразцы с сюжетом.
Печь №1 – навершие печи.
Печь №1 вид со стороны смежной комнаты – шкаф загораживает сюжетный изразец (возможно за шкафом нет изразца с сюжетом).
Одна и та же печь в разных комнатах оформлена разными изразцами, кроме того, во второй комнате акцент сделан на печь №2, а печь №1 установлена практически вровень со стеной.
Поддувальная и топочная дверца печи №1
Судя по клейму - поддувальная и топочная дверца печи №1 отлиты в г. Касли 1909 г.
Печь №2 отличается от печи №1 не только сюжетными изразцами, но свой изразцами отделки.
Печь №2 вид с середины комнаты, изразцы цветочной тематики.
Печь №2 вид с угла комнаты, изразцы цветочной тематики, но рисунок другой
Несмотря на разницу изразцов отделки стен печи – сюжетный изразец на обоих сторонах печи одинаков.
Изразцы печи №2 одинаковы для обеих сторон печи.
Печь стороной обращенная в апартаменты, имеет все признаки камина, но при этом таковым не является.
Низ печки имеет небольшое расширение как у камина.
Одна из печей в здании загорожена шкафами и какой-то любопытный человек очистил изразец за шкафами – можно увидеть оригинальный цвет изразца. Кроме того, по этой печи понятно, та сторона, которая выходила на коридор – тоже была оформлена изразцами, но с 1913 года на других печах эта част не сохранилась до наших дней.
У этой печи сохранились изразцы даже со стороны топки.
Оригинальный цвет изразца печей – коричневый.
Важная особенность комнат – наши предки понимали толк в пожарной безопасности, практически в каждой комнате предусмотрен второй выход.
Если заглянуть в челябинский музей, то можно обнаружить, изразцы не только украшали стены печи, но и аккумулировали тепло – обжечься об печь было невозможно, при этом тепло не уходило в стены.
Изразцовая плитка произведенная на челябинском заводе В.В. Лоренсова в начале 20 века.
Изразцовая плитка В.В. Лоренсова, если присмотреться, то можно заметить – внутри она пустотелая.
В конце обзора хочется отметить, особняк Архипова является режимным объектом и посмотреть на печи без спец пропуска вряд ли удастся, а сфотографировать печи и подавно. По причине невозможности фотографирования в помещении – на фотографиях представлены только верхние части печей, во избежание фотографирования рабочих мест сотрудников и самих сотрудников.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
Комментарии
Уточнение
На печной дверце клеймо не Кусинского, а Каслинского завода и год - 1909-й.
Завод Лоренсова
Печи в особняке оформлены не предположительно, а точно изразцами производства завода Лоренсова. Аналоги есть в прейскуранте 1911 года. Подробнее о производстве и его владельце - в моей статье: http://www.chelmuseum.ru/nauka/nauchnye-publikatsii/chelyabinskiy-keram….
С макро съемкой просто беда
Фотоаппарат не берет макро объекты, некоторые буквы не удалось считать